Майкл Эгнор. Нейрохирург приводит доказательства против материализма

Существует целый ряд классических исследований в нейронауках, которые подтверждают точку зрения, что некоторые аспекты разума нематериальны и опровергают материализм.

Научное доказательство №1, опровергающее материализм

Первая группа экспериментов – это эксперименты, которые демонстрируют наличие мозговой локализации у одних видов неврологических функций и отсутствие локализации у других. С XIX века было известно, что для моторных и сенсорных функций в мозге есть очень специфические места, которые, по-видимому, выполняют подобные функции – что, если я двигаю рукой, то это контролируется определенной частью моего противоположного полушария головного мозга. Зрение, например, контролируется очень специфической областью в затылочных долях.

Однако высшие интеллектуальные функции, такие как абстрактное мышление, математика, размышление об этике, вещи, связанные с личностью, не локализованы подобным образом. То есть в моем мозгу нет центра вычислений, в моем мозгу нет центра сложения…

Мозг, по-видимому, необходим, в обычном смысле, для того, чтобы заниматься вычислениями, выполнять сложение и думать о таких понятиях, как справедливость и милосердие, и так далее. Но это не локализуемо ни в коей мере, наподобие того, как локализуемо движение и обработка ощущений.

Вера в то, что высшее абстрактное мышление локализуемо, была у материалистов в XIX веке. И с того времени они разработали теорию френологии, как идею о том, что все эти отдельные высшие интеллектуальные функции имеют место в мозгу, который их контролирует. Френология, как мы знаем, была разоблачена. Было доказано, что она ошибочна. И ошибочна она потому, что только определенные вещи в мозге, как оказалось, опосредованы мозгом.

Другие же аспекты разума не имеют места в мозге. Это подразумевает то, что они, на самом деле, нематериальны; что это нематериальная способность рассуждать, использовать логику. И, честно говоря, это очень старая идея дуалистов. Эта идея была предложена Аристотелем; идея, как часть двух мистических философий. Так что в течение тысяч лет дуалисты предсказывали то, что современная нейронаука сегодня подтвердила.

Научное доказательство №2, опровергающее материализм

Еще в 1960-х годах Роджер Сперри, выдающийся нейробиолог, провел серию исследований на пациентах, которым были сделаны операции по разделению мозга. Это были пациенты с тяжелой эпилепсией, у которых эпилептический очаг начинался в одном полушарии мозга и проходил через мозолистое тело, которое представляет собой пучок волокон, соединяющих два полушария мозга друг с другом, и вызывал генерализованный припадок, что было признано хирургами.

Роджер Сперри

В середине XX века было продемонстрировано, что, если перерезать пучок волокон, соединяющих два полушария мозга, то можно предотвратить генерализацию припадков и значительно улучшить качество жизни пациентов. Поэтому ряду пациентов была проведена операция, которая называется комиссуротомия, операция, которую проводил и я, и которую проводили многие нейрохирурги.

И, что удивительно, после операции приступы у пациентов проходили, но при этом сами пациенты мало менялись. То есть их мозг был, по сути, разрезан пополам, но они по-прежнему казались единой личностью. Они по-прежнему казались вполне нормальными.

Сперри был нейробиологом, который подробно изучал этих людей; и он обнаружил, что в результате разрезания мозга пополам у пациентов всё же появлялись некоторые небольшие отклонения. Эти отклонения были настолько трудно обнаружимыми, что эксперименты по их выявлению принесли ему нобелевскую премию.

Они не были очевидными, это не были очевидные изменения. И из этого следует, что человеческий разум не порождается исключительно материей мозга. В противном случае разрезание мозга пополам оказало бы глубокое воздействие на человеческий разум. Это могло бы даже привести к появлению двух людей вместо одного.

И конечно, это привело бы к довольно серьезным изменениям в сознании человека. А это не так. Вы можете разрезать мозг пополам – и пациент не сможет заметить разницу, за исключением того, что у него будет меньше припадков! При этом все же будут наблюдаться некоторые едва заметные отклонения – в восприятиях, но эти различия можно обнаружить только с помощью буквально нобелевских исследований.

Научное доказательство №3, опровергающее материализм

Существуют эксперименты Уайлдера Пенфилда, который был пионером в нейрохирургии эпилепсии с 1930-х по 1960-е годы. Доктор Пенфилд, работавший в Монреале, Канада, был первым нейрохирургом, который систематически оперировал человеческий мозг, когда люди находились в сознании. Мозг не чувствует боли. Скальп чувствует боль, череп чувствует боль. Но он вводил местную анестезию, так что пациенты не испытывали боли. И он работал с мозгом, пока они были в сознании, пытаясь определить очаг их припадков и удалить этот очаг из мозга. Таким образом, припадки прекращались. И он прооперировал около тысячи пациентов подобным образом, и очень тщательно записывал результаты. Он был скрупулёзным ученым, а также нейрохирургом.

Уайлдер Пенфилд

Он начал свою карьеру как материалист. Он считал, что весь разум происходит от деятельности мозга. Но к концу своей карьеры он был страстным дуалистом и жестко критиковал материализм. Он стал дуалистом по нескольким причинам.

Во-первых, он неоднократно замечал, что существуют аспекты сознания пациента, на которые он не может повлиять, что бы он ни делал с мозгом. Он мог вызвать воспоминание, стимулируя ту или иную часть мозга, мог заставить мышцу двигаться или вызвать у пациента те или иные ощущения. Но он не мог изменить его сознание. Он не мог изменить его интеллект, он не мог изменить его самоощущение… В душе человека было фундаментальное ядро, которое независимо от того, что он делал с мозгом, оставалось неизменным. Поэтому он говорил, что есть нечто, чего он не может достичь с помощью материальных вещей.

Другое наблюдение, которое я считаю совершенно захватывающим, заключается в том, что он задался вопросом, почему не бывает интеллектуальных припадков? Когда у людей эпилепсия, она может протекать по разным схемам. Обычно у людей подергиваются мышцы, иногда так много мышц дергается, что люди теряют сознание. Иногда они ощущают покалывание на коже. Иногда у них появляется странный запах, а иногда у них даже может быть небольшой поведенческий тик. Но они никогда не начинают заниматься вычислениями. Они никогда не задумываются о справедливости или милосердии. Они никогда не думают о Шекспире…

Поэтому Пенфилд говорит: почему у них нет интеллектуальных припадков? Если разум происходит из мозга, и разум материален, тогда у вас должны быть припадки, которые заставляют вас заниматься вычислениями, когда вы не можете остановиться. У вас должны быть припадки, которые заставляют вас думать о политике, и вы не можете остановиться…

Вы скажете, что не бывает интеллектуальных припадков. Он говорит, что это означает, что интеллект – это не мозг, потому что в противном случае у вас были бы интеллектуальные припадки.

Итак, Пенфилд был очень глубоким мыслителем в этом вопросе. Он был пионером в изучении мозга, и он убедительно показал, на мой взгляд, что существует нематериальный аспект разума, особенно интеллекта, способность рассуждать, использовать логику. И он начал как материалист, а закончил свою карьеру как страстный дуалист…


Майкл Эгнор – доктор медицины (Колумбийский университет), нейрохирург и профессор неврологической хирургии в Университете Стоуни Брук. Специализация: детская нейрохирургия.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *