Современный субстанциональный подход к проблеме тождества личности

Волков Дмитрий Борисович, доктор философских наук,
содиректор НП “Московский центр исследования сознания”

Аргумент редупликации является важнейшим вкладом современной философии в исследования вопроса тождества личности. Можно даже утверждать, что после того, как проблема тождества личности была инициирована в философии Локка, Батлера и Юма «контуры дискуссии вокруг проблемы были зафиксированы и оставались без изменений до конца 1956г. В этом году Бернард Вильямс опубликовал свою важнейшую статью… в которой он обнародовал Аргумент редупликации. Этот аргумент трансформировал последующую дискуссию проблемы и привел философов к формированию принципиально новых позиций».

Субстанциональный подход Р. Суинбёрна представляет альтернативу психологическому и физиологическому подходу в решении проблемы асинхронного тождества личности. Он позволяет избежать абсурдных следствий, возникающих в гипотетических ситуациях редупликации.

Читать далее «Современный субстанциональный подход к проблеме тождества личности»

Сознание формирует физическую реальность

Наше сознание формирует окружающую нас действительность. Это не метафора, не фантастическое предположение, не гипотеза, а прямое следствие формализма квантовой механики. Процесс нашего наблюдения за внешним миром приводит к редукции волновой функции, и мир из вероятностного размытого состояния переходит в состояние полной определенности.

“Это значит, что физика должна расширить горизонт феноменов, рассматриваемых ею, чтобы включить в свою сферу и сознание”.

К такому выводу подводит нас Дэвид Чалмерс – философ, которого часто называют живым классиком науки о сознании. Именно он ввел термин “трудная проблема сознания”, чтобы разграничить те вопросы и задачи в изучении феномена сознания, которые наука не в состоянии решить путём использования стандартных научных методов.

В защиту идеализма

Иванов Евгений Михайлович, кандидат наук, доцент
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Предмет исследования – идеалистическое мировоззрение, т.е. мировоззрение, основанное на идее первичной реальности сознания и вторичности всякой иной, внеположной сознанию реальности. В гносеологическом плане идеализм рассматривается как антитеза как классической Локковской репрезентативной теории познания, так и интуитивизму (концепции прямой данности реальности в чувственном восприятии). Формула гносеологии идеализма есть расшифровка платоновской “метафоры пещеры”: восприятие репрезентативно, но мышление дает нам прямой доступ к “самим вещам”. Иными словами, мы воспринимаем субъективные образы собственного сознания, но мыслим “сами вещи”. Методология исследования – сравнительный анализ гносеологии идеализма, классического репрезентативизма и интуитивизма. Выявление преимуществ идеалистической позиции как в контексте теории познания, так и в контексте объяснительных возможностей идеализма в области философии науки. Научная новизна работы заключается в оригинальном подходе к обоснованию истинности идеалистической онтологии и гносеологии, основанной на идее тождества бытия и мышления. Показаны преимущества идеализма над классическим репрезентационизмом и интуитивизмом, а также возможность истолкования с позиций идеализма смысла неклассической квантово-релятивистской научной картины мира. Основные выводы работы: 1. Идеализм является состоятельной, непротиворечивой философской методологией. 2. Он дает адекватное решение проблемы статуса трансцендентного предмета знания. 3. Классический репрезентационизм и интуитивизм – несостоятельны как теоретико-познавательная парадигма. 4. Идеализм позволяет понять смысл неклассической физической картины мира посредством интерпретации физической реальности как аналога “мира идей” Платона.

Читать далее «В защиту идеализма»

О боге. Философское введение в теологию

Иванов Евгений Михайлович, кандидат наук, доцент
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

В статье рассматривается философское понятие о Боге в контексте философии сознания и учения о вссединстве. Теология рассматривается как необходимая часть онтологии, а именно, как учение о предельных основаниях бытия.

Понятие о Боге. Бог как Абсолют

В данной работе мы рассмотрим философское понятие о Боге. При этом мы исходим из того, что философия имеет некую внутреннюю потребность в понятии о Боге, и т.о. Бог в философии не есть лишь концепция, заимствованная целиком из области религиозной мифологии. Здесь можно сослаться на пример Аристотеля, который, видимо, не был глубоко религиозным человеком, скептически относился к народной религии (ему принадлежит фраза «много лгут поэты» – поэты же в Древней Греции (Гомер, Гесиод) были главным источником религиозных знаний греков), но, вместе с тем, Аристотель по сути был первым рациональным теологом, который пытался доказать существование Бога, а также вывести на основе этого доказательства философское понятие о Боге как о «мышлении, которое мыслит само себя».

Читать далее «О боге. Философское введение в теологию»

О многомирии

Иванов Евгений Михайлович, кандидат наук, доцент
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

В статье рассматривается модель многомирия, основанная на эвереттовской интерпретации квантовой механики, но существенно отличающаяся от традиционного «эвереттизма». Согласно этой модели альтернативные классические вселенные существуют лишь в интерсубъективном восприятии и коллективной памяти определенных «сообществ сознаний», способных лишь к селективному восприятия квантовой Вселенной, но не оказывающих на нее никакого реального физического воздействия. В рамках этой модели рассматривается возможность объяснения различных «мистических» явлений, таких как медиумизм, полтергейст, НЛО и т.п.

Читать далее «О многомирии»

Сознание и время

Иванов Евгений Михайлович, кандидат наук, доцент
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Рассматривается строение субъективного времени в чувственной и смысловой сферах сознания. Показано, что чувственно переживаемое время локально (ограничено), тогда как сфера смыслов нелокальна во времени, не участвует в становлении, находится вне «потока сознания». Далее нелокальное время сферы смыслов сопоставляется с физической моделью «статичного времени», вытекающей из теории относительности.

Одним из фундаментальных свойств феноменального человеческого сознания (понимаемого как сфера чувственных и смысловых субъективных переживаний) является его целостность. Наша сфера субъективных переживаний не слагается механически из независимых друг от друга элементов или изолированных областей. Напротив, оно представляет собой особого рода «слитное единство» (термин С.Л. Франка), в котором лишь условно можно выделить какие-то части или отделы. Эта целостность свойственна как чувственным, так и внечувственным (смысловым) компонентам сознания и, также, эта целостность проявляется как форма единомоментного отношения элементов сознания и как форма их разновременного отношения. Именно в контексте проблемы описания формы разновременного отношения элементов сознания мы и рассмотрим в данной работе временные свойства человеческого сознания.

Читать далее «Сознание и время»