История движения Разумный замысел

У Цицерона есть высказывание, которое является постулатом креационного мировоззрения и в наше время: «Не удивительно ли, что всякий может убедить себя, будто твёрдые отдельные частицы, случайно сталкиваясь друг с другом, движимые только лишь силой собственного веса, смогли породить столь изумительный, прекрасный мир? Если кто-то полагает, будто такое возможно, я не вижу причины, почему бы ему не верить, что, если взять бесконечное количество экземпляров двадцати одной буквы алфавита, встряхнуть их и высыпать на землю, то буквы могут лечь так, что сами собой выложат, скажем, полный текст „Анналов“ Энния. На самом деле, я сомневаюсь, что случай позволит им сложиться хотя бы даже в один-единственный стих!»

Следует отметить, что начиная с античных времён и вплоть до середины XIX в. общество в своём подавляющем большинстве придерживалось креационных взглядов1. На протяжении всего этого времени эволюционные учения были мало востребованы (оттого и слаборазвиты) и почитались скорее за философское безумие. Причину такого положения вещей можно объяснить словами немецкого философа Иммануила Канта, который в своей книге «Критика способности суждения» (1790 г.) писал: «Органический продукт природы есть то, в чём всё цель… Ничего в нём не бывает понапрасну, бесцельно, и ничего нельзя приписать слепому механизму природы… Можно сказать с уверенностью, что на основании одних лишь механических принципов природы мы не в состоянии ни основательно изучить, ни тем более объяснить себе организмы и их внутреннюю возможность. Это настолько верно, что можно смело сказать: нелепо человеку даже думать об этом или надеяться, что со временем появится Ньютон, который сможет сделать понятным произведение на свет хотя бы одной былинки по законам природы, не упорядоченным с намерением. Нужно безусловно отказать человеку в возможности понимания этих вещей» (Берг, 1977). Другими словами, в саморазвитие материи не верили по той простой причине, что никому не удавалось объяснить возможность такого процесса, основываясь лишь на известных законах природы.

Среди стран мира наиболее сильное сопротивление эволюционизму наблюдалось в Соединённых Штатах Америки. Немаловажную роль в этом сыграли последствия практического применения дарвинизма. Дело в том, что в начале ХХ в. повсеместное признание теории эволюции обернулось тем, что в США был принят ряд законов о принудительной стерилизации неблагонадёжных иммигрантов, которые, как считалось, могли испортить генофонд страны. Хотя подобные законы были приняты также и в ряде государств Европы, но именно в США принудительная стерилизация получила самое широкое применение. По решению суда кастрировать могли не только неблагонадёжного иммигранта, но и любого бродягу, преступника или пьяницу. В некоторых штатах принудительная стерилизация применялась даже к женщинам с физическими недостатками. (Известно, что в Индиане, по данным на 1911 г., было проведено 875 операций стерилизации. В Калифорнии с 1910 г. по 1912 г. стерилизации подверглись 268 человек). Подобные законы просуществовали недолго (с 1907 по 1937 г.), однако у многих они успели вызвать отвращение к дарвинизму.

В этот период существенно активизировалась деятельность креационистов, самым влиятельным из которых был Джордж Прайс (1870—1963). Сегодня его по праву называют отцом креационного движения начала ХХ в. Будучи преподавателем ряда учебных заведений Церкви христиан адвентистов седьмого дня, Прайс не только пропагандировал библейскую версию появления и развития жизни, но и критиковал эволюционные взгляды, особенно попытки подчинить эволюционной концепции геологию и палеонтологию. Из-под его пера вышел ряд фундаментальных работ: «Новая геология» (1923 г.), «Тупик эволюции» (1925 г.), «Оправдание Бытия» (1941 г.) и «Геология здравого смысла» (1946 г.).

Усилия креационистов оказались весьма результативными: в 20-х годах ХХ в. в ряде штатов (Теннесси, Арканзас, Миссисипи) был принят закон, запрещающий преподавание эволюционной теории в государственных школах2. В других штатах преподавание теории эволюции если и велось, то весьма поверхностно.

Так продолжалось до 1959 г. В этом году, в связи со 100-летием со дня выхода книги Дарвина «Происхождение видов», эволюционисты начали активно исправлять ошибки недостаточного внедрения дарвинизма в учебные программы. С помощью Агентства исследования программ биологических наук и при финансовой поддержке Национального научного фонда было издано три учебника биологии для высшей школы, в которых биологические дисциплины излагались в свете теории эволюции, а самому эволюционному учению отводилось почётное место. Учебники были приняты почти всеми вузами США.

Это событие побудило учёных-креационистов к ответным действиям. Первым шагом стал выход в свет книги двух американских учёных – Д. Уиткомба и Г. Морриса «Потоп в книге Бытие: библейская история и её причастность к науке» (англ. The Genesis Flood: The Biblical Record and its Scientific Implications, 1961 г.). В её основу легли работы Дж. Прайса. В книге были представлены физические доказательства реальности Всемирного потопа, описанного в Библии и других манускриптах, а также научные свидетельства в пользу молодости Земли. «Потоп в книге Бытие» стал прямой атакой на теорию эволюции. В Америке эта книга переиздавалась более 50 раз, была опубликована в других странах мира. До сих пор она пользуется большой популярностью.

Следующим шагом явилось создание в 1963 г. Общества креационных исследований (ОКИ). Оно зародилось как «креационный исследовательский комитет», первоначальная численность которого составляла всего 10 человек. Его основателем и первым президентом стал генетик, лауреат многих премий, доктор У. Леммертс. После него этот пост занимали, приблизительно с пятилетними интервалами, геолог Г. Моррис, физик Т. Варне, ботаник Д. Хоу, биолог У. Раш. Количество членов в обществе быстро росло; сегодня в него входят приблизительно 700 человек с правом голоса (все они имеют ученую степень в какой-либо области естественных наук). Общество издаёт свой журнал – Creation Research Society Quarterly.

С этого времени стали организовываться другие креационные общества, как местные, так и национальные.

В 1970 г. на базе ОКИ в Калифорнии был создан Институт креационных исследований (ИКИ), ставший центром развития креационной науки. Директором института стал доктор Генри Моррис (1918—2006), а заместителем – биохимик, доктор Дуэн Гиш (1921—2013). Учебные и научно-исследовательские корпуса института расположились в г. Санти. Там же находится и музей креационизма. ИКИ стал осуществлять активную образовательную, исследовательскую и издательскую деятельность. По сей день ИКИ является ведущим креационным заведением США. Со дня существования института его сотрудниками было опубликовано более сотни книг (многие из которых были переведены на другие языки). Институт издаёт ряд журналов, самый популярный из которых – Acts&Facts. Еженедельная радиопрограмма «Наука, Библия, спасение» транслируется более чем 90 станциями на территории США и других стран.

Отличительной особенностью ИКИ, придавшей ему известность, стало проведение публичных дебатов с эволюционистами, а также лекций и семинаров, где представлялись научные аргументы в пользу теории творения. Свои мероприятия учёные института проводили, как правило, в студенческих городках ведущих колледжей США и Канады. На них собирались аудитории в 5000 и более человек. За время существования ИКИ было проведено около 200 дебатов с эволюционистами, а количество лекций и семинаров не поддаётся подсчёту (Гиш, 1995; Моррис, 1993).

Ещё одна организация, оказавшая большое влияние на развитие креационизма в эти годы, – это Институт геоисследований (Geoscience Research Institute) (ИГ). Институт принадлежит Церкви христиан адвентистов седьмого дня и расположен на территории Университета Лома Линда (штат Калифорния, США). Эта организация была создана в 1958 г. Генеральной конференцией АСД с целью разрешения существующих противоречий между двумя моделями возникновения мира – библейской и той, которую поддерживает светская наука. Прежде всего это касалось вопросов хронологии: скорости образования геологических слоёв и их возраста. Своё современное название организация получила в 1961 г. (первоначально она функционировала как «комитет по преподаванию палеонтологии и геологии»). Основными направлениями деятельности ИГ стали изучение осадочных пород и содержащихся в них ископаемых останков, исследование вопросов радиометрического датирования и, конечно же, широкая образовательная и просветительская работа в области креационизма. Учёные Института, будучи специалистами в области геологии и палеонтологии, проводили научные исследования на крупнейших геологических формациях. Ими были сделаны важные открытия, свидетельствовавшие в пользу быстротечности формирования геологических слоёв. Институт активно работает и сегодня. С 1974 г. выпускает журнал Origins. Результаты исследований ИГ публикуют и ведущие научные журналы по геологии, седиментологии, палеонтологии, молекулярной биологии и др. Сотрудники института регулярно проводят конференции, семинары, полевые школы по всему миру. Институт имеет офисы в Мексике, Аргентине, Бразилии, Испании, Южной Корее.

Ответным шагом на столь стремительное развитие креационизма со стороны эволюционистов стала попытка добиваться в судебном порядке полного запрета преподавания креационизма в школах. В 1968 г. школьный учитель из штата Арканзас подал иск о признании преподавания креационизма незаконным на том основании, что Конституция США провозглашает отделение церкви от государства, а креационизм – не что иное, как религиозное учение. Верховный Суд США удовлетворил иск и объявил все законы, которые налагали запрет на преподавание теории эволюции, и до этого времени действовали в отдельных штатах, неконституционными.

В ответ на это решение креационисты стали выступать за одновременное преподавание творения и эволюции. В некоторых штатах подобного рода предложения были одобрены, и библейская версия появления живого мира преподавалась как альтернатива дарвинизму. Однако вскоре эти решения были отменены, опять-таки в судебном порядке, на основании статьи Конституции, требующей, чтобы государство сохраняло нейтралитет в религиозных вопросах.

Креационисты ответили усилением своей деятельности. Прежде всего это выразилось в создании новых организаций, одной из которых стала «Ответы Бытия» (Answers in Genesis). Это общество возникло в 1980 г. в Австралии, в результате слияния двух австралийских креационных организаций. Своё теперешнее название организация получила в 1996 г., когда была открыта штаб-квартира в США. Руководителем американского отделения стал Кен Хэм. Главной задачей новой организации стала пропаганда креационной модели происхождения и развития жизни среди широких слоёв населения. Подобно ИКИ, общество «Ответы Бытия» посылает своих лекторов по всему миру, и их аудитории нередко насчитывают тысячи человек. «Ответы Бытия» значительно расширили свою географию, открыв филиалы в Великобритании, Новой Зеландии, Канады, ЮАР.

В 2006 г. филиалы в Австралии, Новой Зеландии, Канаде и ЮАР отделились от филиалов США и Великобритании, и изменили своё название на «Международное Служение Творения» (Creation Ministries International). Вскоре отделившаяся организация открыла собственные филиалы в США, Великобритании и Сингапуре. Сегодня «Ответы Бытия» и «Международное Служение Творения» выпускают по два периодических издания: научный и научно-популярный журналы (см. таблицу).

В 2007 г. общество «Ответы Бытия» открыло большой палеонтологический музей в г. Петербурге (штат Кентукки, США) площадью 5600 м2, а в 2016 г. в Вильямстауне (Кентукки, США) – парковый комплекс Ark Encounter с полномасштабной моделью Ноева ковчега. На строительство ковчега длиной 155 м, шириной 26 м и высотой 16 м ушло 6 лет. Авторы постарались, чтобы ковчег максимально соответствовал библейскому описанию. На трёх этажах расположены 132 комнаты с моделями животных, которых Ной предположительно взял с собой в ковчег. В первый год парк посетили более 2 млн. человек.

«Ноев ковчег» – это первый этап строительства масштабного тематического парка, общая площадь которого составляет 324 гектара. В будущем здесь планируется построить Вавилонскую башню, дом Ноя, точную копию поселения Среднего Востока I века н. э. (где мог жить Иисус Христос), аттракцион для туристов в виде реального вольера, зип-лайн (Zip Line) спуск, тематические рестораны (в том числе главный – на 2100 человек), зоопарк Ararat Ridge и др. Всего здесь будут работать около 900 сотрудников. Общая стоимость всех работ в парке составит более $100 млн. Большая часть средств – это добровольные пожертвования. Немалую финансовую и административную поддержку проекту оказывает государство.

В год возникновения организации «Ответы Бытия» в г. Питтсбурге (штат Пенсильвания) была создана ещё одна организация – «Товарищество научного креационизма» (Creation Science Fellowship). Известность и популярность она приобрела во многом благодаря своим международным конференциям по креационизму. Питтсбургские конференции дали учёным-креационистам всех стран мира возможность встречаться и обмениваться информацией.

И, наконец, самым серьёзным наступлением на эволюционизм стала организация движения «Разумный замысел» (Intelligent Design). Основал его Филипп Джонсон, профессор права из Университета Беркли (штат Калифорния). Будучи правоведом, свою задачу он описывает следующим образом: «анализ логичности аргументов и изучение построенных с их помощью гипотез». В 1987 г., читая книгу одного из ведущих эволюционистов, Джонсон обнаружил, что аргументы автора основаны не на фактах, а на хитрых риторических приёмах. И вот спустя некоторое время он, специалист по логике, взялся за труд, призванный опровергнуть алогичные аргументы и ошибочные заключения эволюционистов. Вышедшая в 1991 г. книга «Дарвин под следствием» (Johnson, 1991) взбудоражила многих критически относящихся к эволюционизму американских учёных.

«Вопрос дарвинизма заинтересовал меня после того, – говорит Ф. Джонсон, – как я прочёл две книги. Первая – «Слепой часовщик» Ричарда Докинса. Мне кажется, это лучшая из всех современных трактовок классического дарвинизма. Второй книгой была «Эволюция: кризис теории» молекулярного биолога Майкла Дентона. Обе книги вышли примерно в одно и то же время. Знаете, чем поразил меня дарвинизм? Я увидел, что это проблема, выходящая далеко за пределы науки. Вот вам одна из причин, по которой профессор права занялся этим вопросом. Дарвинизм – лишь вариант истории о сотворении мира, принятый в нашей культуре. Он рассказывает нам о том, как мы возникли и какое место занимаем в окружающей действительности. Суть дарвинизма – в утверждении, что мы не были специально сотворены кем-либо, а именно Богом, который дал нам особое предназначение. Наоборот, мы и все остальные живые существа – всего лишь результат бессмысленного эволюционного процесса материи. Заметьте, основные черты этого процесса – он лишён разума и материален. Ричард Докинс ставил перед собой цель: объяснить, как работает этот процесс.

Что я заметил сразу же, с первых строчек: автор уже определил для себя ответы на некоторые основные вопросы. А именно: он хотел доказать, что мы – плод неразумного материального процесса. Сперва он предположил это, а потом уже стал искать доказательства и примеры, которые смог бы использовать для подтверждения этой точки зрения. Само же предположение никто не проверял, и поэтому его нельзя считать действительно научным. Это – философия или метафизика. И мне кажется, что это лучше всего объясняет, почему профессор права занимается этим вопросом. Все дело в том, что в действительности дарвинизм не пытались обосновать научными фактами. Это – философское учение, и нужно определить, какие же физические предпосылки лежат в его основании… Собственно, именно это и есть ключевой вопрос, потому что многие из моих оппонентов – дарвинистов, эволюционных биологов – стремятся убедить общественность, что это – сугубо научный вопрос, и, чтобы его понять, нужно иметь не менее чем докторскую степень в биологии. Это по меньшей мере забавно, так как все ведущие дарвинисты, начиная с самого Дарвина и его соратника Т. Гексли, заканчивая нашими современниками Р. Докинсом и С. Гоулдом, писали книги для самой широкой публики. И все они утверждают, что вы вполне способны понять то, что в них написано. И как только вы ознакомитесь с их теорией, вы поймёте, что она права, если, конечно, вы не полный невежда… Но если вы скажете: «Послушайте, ваши доказательства не доказывают, что вы правы, собственно говоря, они и доказательствами-то не являются. Всё, что вы говорите – неправда», у них готов ответ: «Вам, вероятно, не под силу понять этого. Доказательства есть, но они не на поверхности. Чтобы их понять, нужно иметь научную степень по биологии». Таким образом, это дело как раз подходит тому, кто привык заниматься вылавливанием замаскированных скрытых предположений, знакомому с техникой ложной аргументации, и кто способен раскрыть ложную аргументацию дарвинизма для публики. Собственно говоря, именно этим я и занимаюсь… Такую работу может сделать тот, на кого не давят научные авторитеты и кто не может впоследствии подвергнуться гонению со стороны тех же самых авторитетов в науке. Если бы биолог попытался сделать то, что сделал я, он уже никогда не получил бы должности в университете, финансирования исследований или каким-либо иным способом был бы изгнан из научного сообщества. Я пытаюсь сделать изучение этих вопросов безопасным для биологов, но в этой ситуации каждый действует на свой профессиональный страх и риск».

Джонсон собрал вокруг себя группу талантливых, высокообразованных, независимо мыслящих и умеющих чётко излагать свои идеи учёных, которые могли бы бросить серьёзный вызов преобладающим научным теориям. Среди них оказались такие известные в Америке учёные, как генетик и эмбриолог, доктор Д. Уэллс; математик, доктор У. Демски; доктор С. Майер; П. Нельсон и др.

За последние годы движение «Разумный замысел» сделало огромный шаг к реализации провозглашённой Ф. Джонсоном цели – вывести оппозицию теории эволюции из чисто религиозной области в сферы академические, правовые, научные и общественные. В 2001 г. Сенат США принял поправку, касающуюся образовательных программ, подготовленную лично Джонсоном. Этот документ, известный как «Поправка Санторум» (Santorum Amendment), предполагает информирование учащихся школ о «сохраняющихся в идее биологической эволюции противоречиях»3. С тех пор как была принята эта поправка, школьные учителя получили право не только преподавать дарвинизм, но и проводить научный критический анализ аргументов эволюционистов.

Результаты, которых смогло добиться движение «Разумный замысел» за последние годы, просто ошеломительны. По результатам опроса журнала Newsweek (2006 г.), 62% американцев считают необходимым преподавание теории сотворения (в дополнение к теории эволюции), а 43% готовы поддержать полный отказ от преподавания эволюции в государственных школах4. Что касается учителей биологии, то, согласно тем же соцопросам, от 29 до 69% учителей США считают необходимым преподавать креационизм на уроках естествознания в средних школах, а от 16 до 30% его и преподают5 (Рос, 2009). Даже на родине Дарвина креационизм оказался довольно силён. Опрос, проведённый в 2008 г. среди 923 школьных учителей Великобритании, показал, что 37% учителей поддерживают идею преподавания креационизма наряду с теорией эволюции, а 30% оказались сторонниками креационизма (Curry, 2009).

Журнал American Scientist пишет, что «…успех, достигнутый движением „Разумный замысел“, просто поразителен. По крайней мере в 40 штатах теория разумного замысла уже рассматривается в качестве дополнения к школьному учебному плану по естественно-научным предметам» (Shipman, 2005).

Немаловажную роль в популяризации креационизма сыграли и многочисленные антидарвинистские акции, проводимые научными учреждениями США. Самая крупномасштабная из них, проходящая под лозунгом «Учёные не согласны с дарвинизмом», началась в 2001 г., когда сотрудники Института Дискавери (г. Сиэтл, штат Вашингтон) организовали сбор подписей учёных всего мира, желающих покончить с господствующим положением дарвинизма в науке и образовании. «Мы со скептицизмом относимся к заверениям о том, что случайные мутации и естественный отбор являются причиной наблюдаемого многообразия и сложной организации живых существ, – говорится в документе, под которым организаторы просят учёных разных стран поставить подписи. – Необходимо способствовать детальному изучению фактов, трактуемых как подтверждения теории Дарвина… Результаты научных исследований в различных предметных областях, таких как космология, физика, биология, искусственный интеллект, полученные в последние десятилетия, заставили учёных подвергнуть сомнению основной догмат дарвинизма – принцип естественного отбора, а также приступить к более подробному исследованию фактов, трактуемых в его пользу. До настоящего времени общественное телевидение, политика в области образования и учебники утверждают, что теория эволюции Дарвина полностью объясняет сложность организации живых существ. Общественность убеждена, что все научные доказательства подтверждают дарвинизм и фактически каждый учёный в мире уверен в справедливости теории. Нижеподписавшиеся учёные оспаривают первое утверждение из вышеперечисленных и служат наглядным подтверждением неверности второго». В приложениях к призыву содержится длинный перечень фактов, непосредственно расходящихся с теорией Дарвина, в частности, противоречия между микроэволюцией и макроэволюцией, факт «эволюционного взрыва» в кембрии и др.

За 5 лет проведения акции свои подписи под документом поставили свыше 600 видных учёных – биологов, химиков, физиков, математиков, медиков и представителей иных научных направлений из разных стран мира.

Под этим же лозунгом учёными из различных университетов были организованы крупные научные конференции. Важнейшие из них: «Космос и творение» (Кембриджский университет, 1994 г.), «Не более чем творение» (Университет Байола, 1996 г.), «Наука и духовный поиск» (Калифорнийский университет в Беркли, 1998 г.), «Природа природы» (Университет Бэйлор, 2000 г.), «Бог и физическая космология» (Университет Нотр-Дам, 2003 г.). На этих встречах выступали видные учёные, в том числе и нобелевские лауреаты.

Такое положение вызвало настоящую ярость со стороны эволюционистов и подтолкнуло их к ответным действиям. Первая серьёзная атака на креационизм началась в 1977 г., когда ведущая атеистическая организация США – Американская гуманистическая ассоциация (АГА) – выпустила манифест, в котором провозглашалось, что эволюция – признанный научный факт. Манифест был подписан 102 ведущими учёными-эволюционистами, опубликован в журнале The Humanist, печатном органе АГА, и разослан всем крупным деятелям системы образования в стране.

В этом же году в свет вышла первая антикреационная книга «Учебник научных противоречий и политика равного времени», автором которой стал Д. Нелкин, профессор социологии Корнелльского университета. Затем, в 1980 г., исполнительный секретарь АГА У. Мойер начал издавать листок, специально посвящённый борьбе с «происками» учёных-креационистов.

Примерно в это же время Ф. Эдвадсом, философом и президентом гуманистического общества Сан-Диего, был основан журнал с характерным названием Creation – Evolution6, главными целями которого стали критика учения о творении и дискредитация его последователей. Этот журнал выходит и по сей день и является основным антикреационным периодическим изданием в мире (Гиш, 1995).

В качестве яростных борцов с креационизмом выступили практически все атеистические общества США. Это упомянутая нами Американская гуманистическая ассоциация, а также Американская атеистическая церковь, Американский этический союз и др. Кроме того, для контроля за деятельностью креационистов были созданы специальные организации, например, Национальный центр научного образования (National Center for Science Education). Их деятельность выразилась в основном в контроле над средствами массовой информации, государственными образовательными учреждениями, научными журналами, которым предписывалось пресекать любые возможности давать слово сторонникам теории творения или интерпретировать научные факты в духе креационизма.

Такое решение касалось даже государственных библиотек. Многочисленные исследования показали, что типичная библиотека высшей школы хорошо укомплектована книгами об эволюции, а также книгами по религии (т.е. по либеральной религии, восточным религиям, оккультным религиям и т.п.), но во всей библиотеке можно найти не более двух-трёх креационнных книг. Такое же положение наблюдается и в публичных библиотеках, а в школьных – книги по креационизму не встречаются вообще. Даже в том случае, если книги по креационизму дарят библиотеке и библиотека их принимает, мало шансов на то, что они останутся там надолго. Известен случай, когда одной из библиотек были подарены изданные ИКИ книги, однако через несколько недель обнаружилось, что все они таинственно исчезли! (Моррис, 1993)

Помимо этого, эволюционистами были разработаны специальные инструкции и советы учителям и директорам учебных (научных) учреждений относительно того, как следует действовать, если к ним приходят учиться или устраиваться на работу креационисты, а также предписания о том, как поступать в случае если креационисты предлагают провести дебаты или выступить с лекциями7.

По примеру креационных организаций эволюционисты активизировали и образовательную деятельность среди учащихся школ и вузов. В свет стали регулярно выходить книги, учебники, документальные фильмы, в которых критиковалось учение о творении и отстаивался дарвинизм.

Однако издательская деятельность заметного успеха эволюционистам не принесла. Креационисты незамедлительно реагировали на выход почти каждой серьёзной книги или фильма. Так, в ответ на издание в 1998 г. в США учебника «Учение об эволюции и природа науки» (англ. Teaching about evolution and the nature of science) доктор в области физической химии Университета Виктория (Австралия) Джонатан Сарфати опубликовал книгу «Несостоятельность теории эволюции» в 2-х частях (англ. Refuting Evolution, 1999 г.; Refuting Evolution 2, 2002 г.), переведённую на несколько языков и изданную общим тиражом более 500 000 экз. (Сарфати, 2001).

На многосерийный документальный фильм «Эволюция», снятый в 2001 г. телекомпанией PBS-TV, учёные-креационисты ответили 150-страничным критическим обзором приводимых в фильме аргументов в пользу эволюции, а также обвинением в умышленном искажении креационного учения.

Другими словами, чем яростней эволюционисты атакуют креационистов, тем с более сильным сопротивлением они сталкиваются.

Примечания

1.В Древней Греции креационизм был защищён законом. Безбожие и богохульство считались преступлениями, за которые полагалось суровое наказание – смерть. Эволюционизм воспринимали как вредоносную доктрину, которая, по утверждению Платона, «погубит молодое поколение как в государстве в целом, так и в отдельных семьях».
2.«ОБЕЗЬЯНИЙ ПРОЦЕСС» Антиэволюционный закон запрещал «преподавание любой теории, которая отрицает содержащееся в Библии учение о божественном творении и вместо этого утверждает, что человек произошёл от животных», во всех школах и университетах штата, целиком или частично финансируемых за счёт налоговых поступлений. Распространение антиэволюционных законов вызвало недовольство со стороны атеистических организаций США, в частности, Американского союза гражданских свобод (American Civil Liberties Union). Когда в 1925 г. данный закон был принят в штате Теннесси (здесь он отличался особой строгостью: за его нарушение полагался штраф в размере от 100 до 500$), эта организация известила общественность через все газеты штата о том, что в случае если кто-либо из учителей решится его нарушить, Союз возьмётся оплатить все судебные издержки. Таким образом Союз хотел привлечь внимание общественности к дарвинизму и добиться публичного признания несостоятельности антиэволюционных законов и их отмены. Акция Союзу почти что удалась. В роли нарушителя закона выступил 24-летний учитель математики и естествознания школы в г. Дейтоне Джон Скопс, которого удалось уговорить предстать перед судом, убедив его, что на этом процессе можно будет неплохо заработать и получить известность. Сам Скопс слабо разбирался в теории Дарвина (он заменял учителя биологии лишь однажды и, разумеется, дарвинизм не преподавал), однако организаторов процесса это не смущало. Для Скопса Союз нанял известнейших в стране адвокатов, в частности, Кларенса Дарроу, чем и привлёк внимание общественности. Обвинителем на этом процессе выступил выдающийся юрист и блестящий оратор, кандидат на пост президента США Уильям Брайан. Судебный процесс по делу Скопса, впоследствии получивший название «Обезьяний процесс», начался 10 июля 1925 г. Адвокат Дарроу запретил Скопсу давать какие-либо показания. Вместо него должны были выступить специально приглашённые эксперты. Однако судья чётко дал понять, что не допустит никакого обсуждения сути самого дарвинизма, разрешив лишь говорить о том, нарушал ли Скопс закон или нет. Судья неоднократно отказывался выслушивать речи свидетелей защиты, когда в их роли выступали учёные; от некоторых показания принимались только в письменном виде. В свою очередь, Дарроу ответил тем, что начал пафосно выступать против того, что судья каждое заседание начинает с молитвы, потребовал убрать на время слушаний надпись над креслом судьи, призывающую ежедневно исследовать Библию. Кроме того, Дарроу напечатал всё, что должны были говорить приглашённые им специалисты, и поместил эту информацию в газеты. Видя, что речь идёт далеко не о нарушившем закон учителе, Брайан, погрузившись в научную литературу, стал готовить свою заключительную речь о теории эволюции. Дарроу никак не мог допустить, чтобы на заседании прозвучала ответная речь, да ещё из уст такого оратора, как Брайан. В самый кульминационный момент процесса Дарроу вдруг неожиданно принёс от имени защиты извинения за проявленное неуважение к суду и признал обвинения в адрес своего подзащитного обоснованными. Такой исход дела был необходим организаторам процесса. Обвинительный приговор давал возможность опротестовать это решение в Верховном Суде США и, если повезёт, добиться отмены антиэволюционных законов на высшем уровне. Присяжные признали Скопса виновным, однако не определили ему меру наказания. В итоге это решение принял судья, который предписал Скопсу выплатить минимальную сумму штрафа, предусмотренную этим законом, – 100$. Приговор был опротестован в Верховном Суде Теннесси, который через полтора года его аннулировал. Однако обосновано это постановление было лишь тем, что судья превысил свои полномочия, единолично установив величину штрафа (согласно законодательству штата любые штрафы, превышающие 50$, могли назначать только присяжные). По этой причине Союз лишился возможности довести свою апелляцию до Верховного Суда США. В результате закон, запрещающий преподавание эволюции, продолжал действовать в Теннесси и других штатах до 1968 г.
3.СПОРЫ ВОКРУГ «ПОПРАВКИ САНТОРУМ» В 2002 г. Огайо стал первым американским штатом, в школьной программе которого появилось требование предоставлять учащимся важнейшие научные доказательства эволюционной теории, выявлять их сильные и слабые стороны. Таким образом, конкретное воплощение получил тезис о том, что учащиеся должны знать, «каким образом современные учёные изучают и критически анализируют разнообразные аспекты теории эволюции». На сегодняшний день подобные стандарты, требующие предоставления научных доказательств как за, так и против дарвинизма, приняли штаты Пенсильвания, Миннесота, Нью-Мексико, Канзас, Луизиана, а также ряд отдельных образовательных округов по всей стране. Благодаря этому учебная программа по эволюции не сократилась, а, наоборот, расширилась. Однако эволюционистское сообщество приняло это нововведение в штыки. Несмотря на то что ни в одном из округов в программу обучения не были введены креационизм или теория разумного замысла, эволюционисты выступили против данной поправки. Позволить ученикам знать о проблемах теории эволюции – значит, вызывать скептическое отношение к эволюционизму, считают они. Заинтересованные в распространении эволюционного учения организации стали распространять послания в законодательные собрания штатов и школьные советы, которые сейчас в США обладают значительной автономией. Эти послания призывают бойкотировать подобного рода решения и не давать ни малейшей возможности учителям критиковать эволюционную теорию. В 2005 г. Совет по образованию штата Канзас решил организовать прения между сторонниками теории разумного замысла и теории эволюции. Эволюционисты на встречу не явились, однако выступили на специально собранной по этому случаю пресс-конференции. Как выяснилось, за бойкотом стояла Американская ассоциация содействия прогрессу науки. Эволюционисты заявили, что не пришли на встречу из опасения, что слушания будут необъективными и потому введут общественность в заблуждение. Однако подобные отговорки поставили эволюционистов в неловкое положение. Один из членов Совета по образованию заявил, что он «глубоко разочарован тем, что эволюционисты не решились чётко сформулировать свои доводы» и «было бы неплохо услышать их мнение, изложенное профессионально и с соблюдением этических норм» (Рос, 2009).
4.В других странах, согласно опросу (2009 г.), креационизм тоже довольно популярен. В Аргентине изучение креационизма поддерживают 68% жителей, в Великобритании – 60%, в Испании – 38%. В России, согласно опросу ВЦИОМ (2006 г.), за преподавание креационизма наряду с теорией эволюции выступают 63% граждан. 20% россиян выступают против преподавания дарвинизма, безусловно (7%) или частично (13%) выступая за исключение теории Дарвина из школьных учебников. 17% настаивают на том, что следует преподавать только дарвинизм. Согласно опросу ВЦИОМ (2009 г.), креационистами себя считают 44% россиян, эволюционистами – 35% (Гаврилов, 2006).
5.Поскольку законодательство США не позволяет преподавать креационизм в открытой форме, преподаватели оказываются зажатыми в тисках между родителями, готовыми подать иск на школу за преподавание религиозного учения, и теми, кто не желает, чтобы религиозная вера их детей подвергалась угрозе со стороны светской науки. Один учитель как-то заявил, что когда он преподаёт эволюционную теорию, то обязательно собирает все работы учеников, дабы родители не узнали, чему он учит их детей (Scott, 1996).
6.Creation – Evolution – довольно реакционный журнал. На его страницах часто звучат открытые призывы ущемлять права учёных-креационистов и пропагандируется открытая религиозная дискриминация. Так, в одном из номеров журнала мы читаем следующее: «Креационисты часто жалуются, что их теории и коллег преследуют… По сути дела, креационистов необходимо ущемлять в правах… Ни одному стороннику этой пропаганды нельзя поручить преподавание научных предметов или руководство научными программами нигде и ни при каких обстоятельствах. Более того, если сейчас кто-то этим и занимается, то должен быть уволен… Креационизм претерпевает дискриминацию, но это как раз то, что и должно быть. Это обязанность учителей и школьной администрации ущемлять права… любого, кто отстаивает креационизм. Я рад, что наконец-то этот вид дискриминации стал приживаться, и надеюсь, что он станет более жёстким и более распространённым в будущем» (Patterson, 1984).
7.В одном из таких советов, составленных главой Национального центра научного образования, говорится следующее: «Избегайте дебатов. Если местное христианское общество предложит вам выступить в качестве „защитника эволюции“ на предстоящих прениях в студенческом городке, пожалуйста, отказывайтесь… Вероятнее всего, вы проиграете» (Scott, 1996).

Эволюционизм, креационизм и разумный замысел: история взаимоотношений

Разумный замысел в России

Несмотря на более чем 150-летний период, прошедший со времени победы дарвиновской теории, покончить с религиозным мировоззрением в научной среде не удалось. Скорее наоборот, с каждым годом всё больше учёных с мировым именем стали заявлять о своём несогласии с материалистическими взглядами на происхождение мира и высказывать свои предпочтения теории разумного замысла.

Одним из таких учёных стал выдающийся генетик, профессор МГУ, академик РАН Юрий Алтухов1. В своём знаменитом учебнике для вузов «Генетические процессы в популяциях», выдержавшем несколько переизданий, он, исходя из последних научных открытий, впервые обосновал причины несостоятельности дарвиновской эволюции. В частности, им и его коллегами из Института общей генетики РАН было открыто явление генетического поли- и мономорфизма популяции, поставившем, по словам авторов, «крест на дарвинизме». Учёные показали, что весь геном можно условно разделить на 2 части: мономорфную, одинаковую у всех представителей вида и полиморфную, представленную большим разнообразием аллелей. Как оказалось, видовые признаки являются мономорфными и любые мутации в них летальны. А это значит, что ни один вид не может превращаться в другой путём накопления мутаций, как учит современная эволюционная теория. В главе учебника под названием «Можно ли прийти к идее эволюции, исследуя динамику частот генов?», он написал следующее: «Совокупность обнаруженных нами фактов позволяет сделать вывод, что в нативных популяционных системах нет строго направленных микроэволюционных процессов, а лишь функционируют различные стабилизационные механизмы, препятствующие случайной фиксации генов» (Алтухов, 2003). А в заключении учебника отметил: «Если мы признаем существование мономорфной части генома…, то места для дарвинизма как теории эволюции вовсе не остаётся. Тем не менее явление генетического мономорфизма в эволюционных концепциях зарубежных авторов не учитывается, в связи с чем развиваемая нашими западными коллегами ветвь популяционной генетики по-прежнему уделяет главное внимание динамике популяций, отождествляя её с собственно эволюционным процессом» (Алтухов, 2003). Тем самым Алтухов обратил внимание на подмену понятий и недопустимое отождествление динамики популяции с эволюцией видов, к которым и по сей день прибегают адепты дарвинизма.

В своих последних публикациях автор заявил о своём убеждении в ложность материалистического мировоззрения и о твёрдой вере в Создателя. «Спрашивается, – писал Алтухов, – кто же создал жизнь во всем её удивительном многообразии? Мы находим ответ на этот вопрос лишь в одном месте, в Книге Бытия. Других источников, которые это объясняют, нет, если не считать всевозможных эволюционных гипотез. Но они и до сих пор остаются лишь недоказуемыми гипотезами» (Алтухов, 2002).

Ещё одним известным российским учёным, громко заявившем о своём отходе от материализма, стал профессор МГУ, член-корреспондент РАН Леонид Корочкин2. Начиная с раннего периода своей научной деятельности, Корочкин отличался принципиальностью и нежеланием мириться с проявлениями тоталитаризма власти и догматизма в науке (Маркина, 2006). В начале 1990-х годов он потряс научный мир, опубликовав 3 философские книги (самая известная «Свет и тьма», 1993), в которых призвал учёных отойти от атеизма и обратить свои взоры к вере в Бога. «В русской науке, – пишет Корочкин, – большинство выдающихся её служителей не разделяли веру и знания, не противопоставляли науку религии, но, напротив, утверждали их взаимодополнительную значимость. Это – Ломоносов, Менделеев, Бутлеров, Пирогов, Павлов, Павел Флоренский, Лука Войно-Ясенецкий и др. Их отношение к религии лучше всего выразить словами великого российского ученого, основоположника современной эмбриологии Карла Бэра: „Естествознание, приходится иногда слышать, разрушает веру. Как это трусливо и мелко! Способность к мышлению и вера столь же врождённы человеку, как рука и нога… Вера есть особое преимущество человека перед животными… Неужели же человек не сумеет сохранить своего преимущества перед ними?.. Пытаться научным путём решать вопросы, подлежащие вере… чистое безумие“. В религии, в вере заложены высокие нравственные принципы, без которых наука зачастую вырождается в псевдонауку. Верующий ученый не будет лгать, не будет извращать истину во имя неких корыстных целей. Вера отвращает его от подобных аморальных поступков. Безрелигиозность, воинствующее безбожие, атеизм ведут в конечном итоге к аморализму, просочившемуся в современную науку, порождают безнравственное отношение к науке, такое явление, как лысенковщина. Вспомним первохристиан – за свои убеждения они шли на муки со словами: „Я – пшеница Господня, пусть перемелят меня зубы зверей, чтобы стать чистым хлебом Христовым“. А наши учёные-коммунисты каялись, вопреки своей совести, и спешили прославить невежду Лысенко, совершали подлоги ради „подтверждения“ его бредовых идей, пресмыкались перед Лепешинской, торопились в очередь подписывать бумаги против А. Сахарова… Собственно, и на Западе учёные-атеисты прибегают порою к откровенному жульничеству ради карьеры, славы и денег. Хорошо известен случай с американским биохимиком Спектором, чуть было не получившим Нобелевскую премию за „открытие“ в области онкологии, оказавшееся сознательным подлогом. Иными словами, вера освящает науку, поскольку дает научным исследованиям ту свободу и „святость“, о которых писал М. Ломоносов. И не случайно современная наука выросла из христианства и в нем обрела свои корни… Все рассуждения о несовместимости религии и науки – плоды атеизма, безбожия, открывающего врата неподобающему использованию достижений науки и развитию псевдо- и лженауки в самых разнообразных их проявлениях» (Корочкин, 2002).

За время своей научной деятельности Корочкин опубликовал множество статей, в которых подвергал серьёзной критике дарвиновскую теорию эволюции. Он указывал на несостоятельность естественного отбора, на невозможность видообразования путём накопления мутаций и подтверждал это множеством свидетельств из области генетики и эмбриологии. Причём свою точку зрения он обосновывал именно знаниями. «Если я не верю в ортодоксальную дарвиновскую гипотезу эволюции, – писал Корочкин, – то это не оттого, что у меня другая вера, а оттого, что мои знания не позволяют мне её принять. Тот, кто верит в неё, также пытается обосновать свою веру знаниями, да только той их частью, которая ему выгодна, игнорируя другую часть знаний, которая или прямо противоречит ортодоксальной точке зрения или не находит в ней объяснений» (Корочкин, 2002).

Незадолго до своей смерти Корочкин принял участие в методологическом семинаре по проблемам дарвинизма, приуроченном к выходу книги В. Назарова «Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели». В своём выступлении он сказал следующее: «Пользуясь случаем, хочу подчеркнуть важную для меня мысль. Многие полагают, что „становым хребтом“ современной биологии является эволюционное учение… Представим себе, что вдруг эволюционное учение будет изъято из биологии. Изменится ли существенно облик этой науки? Нет, в ней просто будет отсутствовать эволюционное учение» (Существует ли естественный отбор, 2006).

Постепенный отход от атеистического мировоззрения в последнее время стал характерным явлением и для западной науки. Как и российские учёные, многие зарубежные специалисты стали делать откровенные заявления о своём отходе от веры в дарвиновскую эволюцию. Среди самых известных можно назвать американского биохимика из Университета Лихай Майкла Бихи. Его книга под названием «Чёрный ящик Дарвина: биохимические проблемы, стоящие перед теорией эволюции» взбудоражила западный научный мир. Сегодня, пожалуй, ни один автор, пишущий о проблемах взаимоотношений науки и религии, не обходит её вниманием. В своей книге Бихи разбирает примеры структур так называемой «неупрощаемой сложности», которые не способны функционировать при отсутствии хотя бы одной малейшей составляющей. «Научное сообщество парализовано перед лицом огромной сложности, открытой в клетке биохимией. Никто не может объяснить, как ресничка, свертывание крови, биохимия зрения или какие-либо другие сложные процессы могли эволюционировать», – пишет М. Бихи. Эти факты не оставляют места вере в дарвиновскую эволюцию, а потому, считает Бихи, «систематизированные научные данные, опровергающие дарвинизм, можно считать свидетельством в пользу существования деятельного Бога… Либо жизнь возникла в результате неразумных факторов, либо она есть результат замысла, и свидетельства против случайного самозарождения жизни есть ничто иное, как свидетельства в пользу разумного замысла» (Behe, 1996).

Как видно из высказываний учёных – бывших атеистов и агностиков, именно несостоятельность эволюционных теорий и явилась главным фактором, заставившим их изменить своё мировоззрение.

Примечания

1. Алтухов Юрий Петрович (1936—2006) – российский учёный-генетик, профессор МГУ, член-корреспондент АН СССР (c 1990 г.), академик РАН (c 1997 г.). Специалист в области популяционной, экологической, биохимической генетики. Открыл явление генетического мономорфизма видов и оптимального генетического разнообразия популяций. Обосновал концепцию системной организации популяций. Теоретически и экспериментально обосновал новые подходы к сохранению и рациональному использованию биологических ресурсов. Создал научную школу в области популяционной генетики, опубликовал более 250 работ, в том числе четыре монографии, две из них изданы в Великобритании. Под его руководством защищено 45 кандидатских и 10 докторских диссертаций. С 1972 г. работал в Институте общей генетики им. Н. Вавилова РАН, с 1992 г. по 2006 г. являлся его директором. Был членом редколлегий ряда зарубежных научных журналов, главным редактором журнала «Успехи современной биологии», заместителем главного редактора журнала «Генетика». Лауреат Государственной премии РФ (1996 г.) и премии им. И. Шмальгаузена Президиума РАН (1995 г.). Награждён орденом Дружбы (1996 г.).
2.Корочкин Леонид Иванович (1935—2006) – генетик и эмбриолог, лауреат Государственной премии (1996 г.), лауреат премии РАН им. Н. Кольцова (1994 г.), профессор МГУ, член-корреспондент РАН, академик Российской академии естественных наук и Российской медико-технической академии, член редколлегий российских и международных журналов. Основоположник школы молекулярной генетики развития и нейрогенетики в России. Обнаружил и описал новые гены, контролирующие развитие мозга млекопитающих; разработал оригинальный метод исследования экспрессии генов в отдельных клетках; открыл регуляторную систему генов, контролирующих молекулярную дифференцировку у дрозофилы; разработал новый метод управления дифференцировкой стволовых клеток. В последние годы жизни работал заведующим лабораторией генетики развития и нейрогенетики Института биологии гена и заведующим лабораторией молекулярной биологии Института биологии развития РАН. Автор около 500 научных трудов, 6 монографий и 2 учебников.

С точки зрения науки. Происхождение видов.