Свежие статьи

Памяти профессора Л. В. Белоусова

Л. В. Белоусов
Александр Ермаков

Ермаков Александр Сергеевич

5 лет назад, 11 сентября 2017 года, ушел из жизни профессор биологического факультета МГУ Лев Владимирович Белоусов. Ему было 82 года, и до последнего момента он продолжал заниматься наукой, руководя работой своих аспирантов и сотрудников даже из больничной палаты. Льву Владимировичу выпала трудная, но интересная судьба. Биологической наукой он начал заниматься еще во времена товарища Иосифа Сталина, и, получается, что продолжал активно заниматься ею в год столетия Великой Октябрьской социалистической революции.

То же самое, конечно, можно сказать про многих еще живых корифеев «сталинской закалки», на которых во многом и до сих пор держатся наука и образование в России. Но судьба профессора Белоусова все же уникальна: всю свою жизнь, начиная с юного возраста, он, по сути дела, занимался одной научной проблемой, но зато какой! – Профессор пытался ответить на вопросы о том, что такое форма живого, почему организмы ее имеют и почему организм этой самой формой интегрирован в единое целое. Как получается, что из одной-единственной клетки (примерно шарообразной по форме) появляются многоклеточные сложноустроенные организмы, в которых части тела и органы «подогнаны» друг под друга и согласованно работают?

Читать далее «Памяти профессора Л. В. Белоусова»

Майкл Эгнор. Нейрохирург приводит доказательства против материализма

Существует целый ряд классических исследований в нейронауках, которые подтверждают точку зрения, что некоторые аспекты разума нематериальны и опровергают материализм.

Читать далее «Майкл Эгнор. Нейрохирург приводит доказательства против материализма»

Алексей Федорович Лосев: Аристотелевская “форма” и платоновская “идея” – это одно и то же

А.Ф. Лосев

«Тут мы должны только заметить, что одна из традиционных фальсификаций Аристотеля основана на переводе аристотелевского термина eidos не как “идея”, но как “форма”. И получается, что Аристотель учит вовсе не об идеях вещей, но только об их формах. При этом платоновский eidos обязательно переводят именно как “идея”, но не как “форма”. Поэтому профан уже на основании этих произвольных переводов с самого же начала самым резким образом противополагает платоновское учение об идеях аристотелевскому учению о формах, в то время как это одно и то же. И у Платона Ум состоит из идей, и у Аристотеля Ум точно таким же образом тоже состоит из идей; и оба этих Ума у обоих философов есть один и тот же вечный и актуально действующий космический или, вернее, надкосмический Ум.

Читать далее «Алексей Федорович Лосев: Аристотелевская “форма” и платоновская “идея” – это одно и то же»

Теология и биомедицинские технологии. Резник О.Н. Конференция «Бог-человек-мир»

Несводимость человека к природе

Всем известен тезис о «несводимости человека к природе». Игнорирование несводимости человека к природе может приводить к появлению таких медицинских практик, которые, руководствуясь понятием блага в его абстрактном секулярном понимании, могут приводить к угрозе размывания самого понятия «человек». При этом врачи/биологи исходят из понятия достоинства, блага и т.п., опираются на «информированное согласие пациента», которое, впрочем, всегда содержит элемент неравномерности знаний эксперта и обычного человека, а стало быть, приводит к возможности неправомерного медицинского решения.

Связь протестантизма и светской этики

Многие светские атрибуты общественной рефлексии являются следствием связи с протестантизмом. Ему свойственно определённо свободное отношение к телу человека, к принятию решений в области морали и нравственности, и весь свой доклад я бы свел к тому, что, при всей парадоксальности этого заявления, я считаю необходимым внедрение (этот путь будет нелегким) теологии в медицинское образование. Медицина нуждается в более твердой нравственной опоре, чем современное англосаксонское понимание системы ценностей. Учитывая, что с врагом надо бороться на дальних подступах, формирование «православного сердца» у врача крайне необходимо уже сегодня. Кроме того, нам нужна и этика пациентов и обреченных людей, которые не имеют шансов на спасение жизни, понимание смысла «исполненной жизни» в случае близкого ее окончания. Нужно четкое обоснование приемлемости или неприемлемости биотехнологий улучшения человека, поиска «суррогатных» форм бессмертия, прямо коррелирующих с устремлениями новых «религиозных» учений, основанных на ложной вере в научное всемогущество человека. Фактически речь идет о необходимости разработки новых, специальных разделов нравственного богословия и христианской биоэтики.

Читать далее «Теология и биомедицинские технологии. Резник О.Н. Конференция «Бог-человек-мир»»

Теорема Роджера Пенроуза делает искусственный интеллект «вечным неудачником»

Искусственный интеллект

Панов Александр Дмитриевич, доктор физ.-мат. наук, НИИЯФ МГУ, ведущий научный сотрудник

Закон сохранения энергии (первое начало термодинамики) запрещает создание вечного двигателя первого рода. Второе начало термодинамики запрещает создание вечного двигателя второго рода. Сколь бы изощренными ни были наши технологии, устройства этого типа созданы быть не могут, так как упомянутые законы имеют характер фундаментальных запретов. Очень похоже, что роль, аналогичную первому и второму началам термодинамики в отношении вечных двигателей, относительно возможностей ИИ играет теорема, доказанная Роджером Пенроузом.

Содержание теоремы Пенроуза сводится к утверждению, что какой бы мощностью ни обладало устройство, имеющее архитектуру конечного автомата (компьютера в современном понимании), человеческое мышление имеет некоторые возможности, недоступные этому устройству. Следовательно, при обсуждении возможности для ИИ превзойти человека во всех отношениях, вопрос о мощности компьютеров вообще не имеет отношение к делу до тех пор, пока мы говорим о компьютерах в современном понимании. Ни один компьютер не может превзойти мышление человека во всех отношениях независимо от его мощности, так как теорема говорит о том, что в некотором отношении, человеческое мышление обязательно будет сильнее. Мы не будем пытаться дать точную формулировку теоремы Пенроуза и, тем более, ее точное доказательство. Вместо это объясним смысл и происхождение теоремы, благодаря чему сама теорема, как нам представляется, для непредвзятого ума должна стать почти полной очевидностью. С техническими деталями доказательства можно ознакомиться по книгам Роджера Пенроуза [3] и [4].

Читать далее «Теорема Роджера Пенроуза делает искусственный интеллект «вечным неудачником»»

Космологический аргумент Калам – часть 2: философские свидетельства

Уильям Лэйн Крейг, PhD, аналитический философ

Было ли у вселенной начало, или же она существует с вечным прошлым? Если у нее было начало, тогда возникает вопрос: был ли у вселенной Создатель? В первой части мы исследовали этот вопрос с научной точки зрения. Давайте теперь исследуем его с философской точки зрения.

Разумная вера

См.также:
Космологический аргумент Калам – часть 1: научные свидетельства