Свежие публикации

Роберт Сапольски & Co: опасный и агрессивный догматизм

Сегодня очень популярны книги Роберта Сапольски, Френсиса Де Вааля, Дика Свааба, Брюса Худа, Дэвида Иглмена и других представителей естественных наук. Они делают смелые заявления о религии, о познании, о морали, о свободе воле, о природе личности. Религии и морали они дают биологическое объяснение. Свободу воли и личность отрицают. Имеют ли такие утверждения естественнонаучные основания? Может ли, например, биолог, отрицать свободу воли, основываясь на биологии или психологии? Мне такие утверждения не кажутся обоснованными. А вот названные авторы абсолютно уверены в своей правоте. Но не означает ли эта уверенность, что они незаметно для себя переступают границы науки и вторгаются в сферу идеологии и религии, становясь жесткими и агрессивными догматиками? Я считаю, что высказываемая ими позиция (на примере свободы воли) – самый обыкновенный догматизм и интеллектуальная нетерпимость.

Читать далее «Роберт Сапольски & Co: опасный и агрессивный догматизм»

Технологии редактирования генома могут быть крайне опасными

На днях было опубликовано¹ исследование в научном журнале Cell о том, как редактирование генома эмбриона человека в попытке “исправить” ген, являющийся причиной слепоты, неожиданным образом вызвало потерю целой хромосомы. Потеря хромосомы или ее частей может вызвать катастрофические аномалии, передающиеся по наследству. Редактирование генома производится посредством микроскопического скальпеля для удаления генетических мутаций – технологии CRISPR-Cas9.

Это далеко не первое исследование, заявляющее об опасности редактирования генома. Раннее² об этом утверждали ученые Калифорнийского университета. Проблема в том, что мы не знаем, какие функции выполняет каждый ген на протяжении всей жизни человека.

Редактирование генома для приобретения одного положительного (полезного) признака скорее всего будет губительным для других признаков, за которые отвечает этот ген.

Читать далее «Технологии редактирования генома могут быть крайне опасными»

Бог в квантовом мире | Андрей Кананин

АНДРЕЙ КАНАНИН
– Само зарождение мира, создание нашей Вселенной можно признать уникальным квантовым переходом. А при квантовых переходах всегда необходим наблюдатель. Кто бы мог быть этим наблюдателем в момент зарождения нашего Космоса? Давайте назовем это Богом, Творцом, чистым сознанием…

Читать далее «Бог в квантовом мире | Андрей Кананин»

Тождество Эйлера — уравнение Бога

Тождество Эйлера

Известный российский математик Валентин Евгеньевич Воскресенский говорил — я точно знаю, что в математике есть доказательства существования Бога. Посмотрите на формулу Эйлера. Число е в ней — это предел бесконечной последовательности, бесконечная непериодическая дробь. Число π — тоже бесконечная дробь, отношение длины окружности к диаметру. Два огромных числа, не имеющих конечной записи и совершенно не зависящих друг от друга и соединяющихся в такой простой гениальной формуле. Такой идеальной гармонии не могло быть, если бы её не устроил Господь.

Читать далее «Тождество Эйлера — уравнение Бога»

Вузовский учебник антропологии сомневается в достоверности гипотезы эволюции

Антропология, учебник
Наталья Агеева

Наталья Агеева

На днях мне нужно было написать реферат по антропологии на тему «Роль генетики в понимании процесса расообразования». Учитель рекомендовал четыре книги, одной из которых была «Антропология: учебное пособие» под авторством И.Е. Лукьяновой и В.А. Овчаренко.

Наскоро проглядывая учебник в поисках нужного раздела, я не могла не заметить, что он выглядит совсем иначе, чем я ожидала. Во-первых, используется словосочетание «гипотеза эволюции», во-вторых, приводятся причины ее несостоятельности! Теория креационизма представлена, как имеющая меньше противоречий в самой себе. Утверждается, что происхождение жизни относится к историческому процессу, его невозможно доказать научно, а факты трактуются в зависимости от мировоззрения.

Читать далее «Вузовский учебник антропологии сомневается в достоверности гипотезы эволюции»

Почему вселенная — Пифагорейская? Часть II, разбор ответов

Часть I, разъясняющая, о чем речь, — здесь.

Как назвать все перечисленные качества законов вместе — их элегантность, универсальность, точность, сопряженность, полноту, почти-неоткрываемость и антропность? Все вместе они делают законы вселенной познаваемыми, на пределе возможного, и не какими-то сторонними духами, а имманентно, теми разумными существами, что в этой же вселенной и появляются. Законы познаются теми, кто благодаря специфике законов же мог не только появиться и начать мыслить, но и открывать их. Круг замыкается. Исходя из всего этого, представляется разумным суммировать все перечисленные особые качества законов термином открываемости или познаваемости, discoverability.

Вселенную, чьи законы математически познаваемы в масштабе много превосходящим требования выживания, можно назвать пифагорейской, в честь великого философа, отца математики и теорфизики, высказавшего двадцать пять веков назад одно из самых странных, парадоксальных и продуктивных суждений: «вещи суть числа».  В свете этого прозрения любопытно дать численную оценку масштаба физического познания, достигнутого человечеством. На сегодня, самым крупным объектом физического знания, теории и наблюдений, является видимая вселенная, чей возраст составляет около 14 млрд лет. В пространственных единицах этому соответствует примерно 10^26 (10 в 26-й степени) метров. Самым малым объектом физического знания, теоретического и экспериментального, является бозон Хиггса, чей комптоновский размер составляет около 10^(-18) метра; реальный поиск новой физики на ускорителе LHC сегодня идет на еще меньшем масштабе, 10(-19) метра. Безразмерным параметром размаха физического познания является отношение самого большого масштаба познания к самому малому,  10^(26)/10^(-19) = 10^(45) . Таким образом, размах видения человеком вселенной достиг 45 порядков величин, единицы с 45 нулями. Это поистине космическая величина, характеризующая вселенную как пифагорейскую, а человека как вселенское разумное существо, космического наблюдателя.

Сформулировав это качество вселенной, зададимся вопросом — почему так? Почему законы вселенной оказались познаваемыми в поистине космическом размахе сорока пяти порядков величин? Каковы могли бы быть причины, обеспечившие все те особые свойства законов, что стоят за их познаваемостью, за пифагорейностью вселенной?  В оставшейся части текста попробуем обозначить и прокомментировать те ответы на этот вопрос, что представляются достойными внимания.

Читать далее «Почему вселенная — Пифагорейская? Часть II, разбор ответов»