Дриш Ханс

1867 – 1941, Германия

«Манипулировать фразами всегда удобнее, чем мыслить…»

Ханс Дриш

Немецкий биолог и философ-идеалист, основоположник неовитализма.

Доказав возможность развития полной личинки морского ежа из изолированных бластомеров яйца, Ханс (Ганс) Дриш сделал вывод, что свойства целого организма не объясняются полностью свойствами отдельных его частей, для этого нужно нечто большее.

Ханс Дриш – создатель критического витализма. «Его жизненный путь, исполненный взлетов и поразительных поворотов, всё же отмечен в целом правильной последовательностью, типичной для истории становления всего старшего поколения.

Дриш вырастал в условиях господства механистической концепции мира, претендовавшей во второй половине XIX века на звание единственно научного воззрения. Он учился зоологии в Иене, у Геккеля, и в 1889 году защитил диссертацию на степень магистра. Но уже первые его публикации, начиная с диссертации «Тектоническое изучение гидрополипов», показывают, что он встал на путь, который должен был отдалить его от биологии того времени.

Он ставил перед собой вопрос: как из яйца может возникнуть молодая особь животного? Известно, что из ставших знаменитыми опытов Дриша с яйцами морского ежа в конце концов возник его витализм – учение, которому он посвятил жизнь, – учение о целостности.

Он сумел доказать, что из разделённого яйца всегда получаются целые морские ежи, что, следовательно, организм обладает способностью производить из части целое.

После этого он попытался показать, что здесь должен участвовать особый «естественный фактор» – носитель этой «причины целостности», отличающей живое от неживого.

Следуя Аристотелю, он назвал его «энтелехией»: энтелехия есть искомый принцип жизни; она живёт вне пространства, но из своей сферы «действует внутрь» («wirkt  hinein») пространства. Чтобы обосновать и развить это учение, Дриш обратился уже в 90-х годах к великим философам – Канту и Шопенгауэру.

В качестве их последователя он на основе своих опытным путём разработанных взглядов построил одну из самых значительных систем новейшей философии. Его главный труд «Философия органического», переведённый на все культурные языки, закончил собой антимеханистический поворот.

Целостность, как основная категория всего живого, заступила место всех концепций органической жизни, как простого агрегата веществ и сил.

Гносеологические и научно-теоретические проблемы, выраставшие из новых результатов научной мысли, Дриш изложил в своей логике в «Учении о порядках» («Ordnungslehre») и в метафизике – в «Учении о действительности» («Wirklichkeitslehre») и потом не оставлял работу по их уточнению и завершению до конца своей жизни.

Взгляд на организм, как на целостность, и целостный метод исследования стали ведущими идеями биологической и натурфилософской науки.

Старые главные вопросы, над которыми трудилась идеалистическая натурфилософия, подверглись новой обработке. Учение Дриша о целостности проникло даже в науки о духе: Ей многим обязаны психология и социология, искусствознание и теория литературы. Могло бы быть отмечено её влияние в этике, ибо факт нравственного сознания также обнаруживает «черты целостности». Лишь история остаётся вне его рассмотрения. Дриш интересовался ею так же мало, как Шопенгауэр.

В позднейшие годы работа Дриша всё больше сосредоточивалась на психологических подосновах бытия. С достойной удивления непредвзятостью он подошёл, также следуя при этом за Шопенгауэром («Опыту о духовидении» он посвятил тонкий и глубокий этюд), к исследованию парапсихологических явлений.

С этим связано его отношение ко второму большому повороту в истории философии, происшедшему при его жизни, – к повороту в сторону иррациональной философии человеческого существования.

Он отрицал её не более, чем раньше положительные элементы механистической концепции, но пытался критически ослабить её воздействие постольку, поскольку в ней проявлялся уклон к философскому хаосу».[1]

На основе своих исследований эмбрионального развития, он сформулировал закон, носящий его имя, согласно которому, путь развития каждой части зародыша зависит от её места в организме, а также от особого организующего начала – энтелехии.

Ханс Дриш сформулировал «… основные принципы эмбрионального развития – «судьба части есть функция её положения в целом» и «принцип эквифинальности», в соответствии с которым развитие может приводить к одинаковым конечным биоформам, несмотря на резкие отклонения от нормального его хода.

Отсюда следовало, что свойства целостной живой системы несводимы к сумме свойств её частей, что живое «целое» обладает собственными специфическими свойствами, исчезающими при его расчленении.

Такой взгляд на живые системы позволил поставить вопрос о природе целостности живых систем, о законах взаимодействия и взаимовлияния частей и целого. В поисках ответа на этот вопрос возникли новые системы постулатов (холизм, органицизм, системность), были сформулированы новые теории, доступные экспериментальной проверке».[2]

Позднее, он сформулировал философскую концепцию, согласно которой жизнедеятельностью организма управляет (точнее – делает отбор из возможных путей развития) некий непознаваемый фактор, который, вслед за Аристотелем, Ханс Дриш назвал «энтелехией».

Разум человека, по его представлениям, также есть проявление энтелехии…

  1. Артур Хюбшер, Мыслители нашего времени (62 портрета), Изд-во ЦТР МГП ВОС, 1994 г., с.227-228.
  2. Воейков В.Л., Витализм, Новая философская энциклопедия в 4-х томах, Том 1, А-Д, М., «Мысль», 2000 г., с. 405.

vikent.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *